|
В.В. Коршиков
ДЕРЕВО
ПОЗНАЁТСЯ ПО ПЛОДАМ
Причину неприятия легко отыскать в психологии самих противников и
хулителей, которым явно недостаёт мужества в преодолении собственных
субъективных чувств, оценок, предубеждений. Ярким примером этого могут
служить публикации известного русского философа, Николая Александровича
Бердяева. С одной их них читатели уже познакомились выше. Но мы подробнее
остановимся на его другой, более обстоятельной работе "Теософия и
антропософия в России" [1]. Статья написана Николаем Бердяевым в 1916
году, когда еще рано было анализировать антропософское движение,
проходившее тогда лишь начальную стадию своего становления, во время
которого неизбежны всевозможные трудности и противоречия. Вместо
спокойного и объективного исследования перед читателем предстаёт сам
Бердяев, с его страстной, неуравновешенной натурой, готовой в любой момент
впасть из одной крайности в другую. Являясь представителем русского
экзистенциализма, с его
склонностью
к философскому иррационализму и мистицизму, автор испытывает постоянную
борьбу со своими собственными внутренними противоречиями.
Рудольф Штайнер проложил новый путь познания духа в условиях
господства естественнонаучного мировоззрения. Он видел цель науки в
повышении ценности бытия человеческой личности, в удовлетворении её
потребности в свободе через познание (согласно евангельским словам -
"Познаете истину, и истина сделает вас свободными" - Иоанн: 8.32). Он
придавал человеческому мышлению главное значение в процессе познания,
указывая при этом на принципиальное различие между духом и интеллектом.
Дух живёт в скрытых глубинах, и движение человеческого интеллекта, подобно
зеркальному отображению, может показать дух, как бы воспроизвести его, но
сам по себе интеллект не действен. Дух же, напротив, сама активность, он -
творец, само творчество и созидание.
Отрывок
статьи
|