Эниология_3_2003


В.В. Коршиков

ДЕРЕВО ПОЗНАЁТСЯ ПО ПЛОДАМ

   Причину неприятия легко отыскать в психологии самих противников и хулителей, которым явно недостаёт мужества в преодолении собственных субъективных чувств, оценок, предубеждений. Ярким примером этого могут служить публикации известного русского философа, Николая Александровича Бердяева. С одной их них читатели уже познакомились выше. Но мы подробнее остановимся на его другой, более обстоятельной работе "Теософия и антропософия в России" [1]. Статья написана Николаем Бердяевым в 1916 году, когда еще рано было анализировать антропософское движение, проходившее тогда лишь начальную стадию своего становления, во время которого неизбежны всевозможные трудности и противоречия. Вместо спокойного и объективного исследования перед читателем предстаёт сам Бердяев, с его страстной, неуравновешенной натурой, готовой в любой момент впасть из одной крайности в другую. Являясь представителем русского экзистенциализма, с его склонностью к философскому иррационализму и мистицизму, автор испытывает постоянную борьбу со своими собственными внутренними противоречиями.

   Рудольф Штайнер проложил новый путь познания духа в условиях господства естественнонаучного мировоззрения. Он видел цель науки в повышении ценности бытия человеческой личности, в удовлетворении её потребности в свободе через познание (согласно евангельским словам - "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" - Иоанн: 8.32). Он придавал человеческому мышлению главное значение в процессе познания, указывая при этом на принципиальное различие между духом и интеллектом. Дух живёт в скрытых глубинах, и движение человеческого интеллекта, подобно зеркальному отображению, может показать дух, как бы воспроизвести его, но сам по себе интеллект не действен. Дух же, напротив, сама активность, он - творец, само творчество и созидание.

Отрывок статьи