|
Л.П. Санникова
Символика
материи в культуре народа природы
Для того, чтобы понять и постигнуть глубинность образов Праматери
Вселенной или Праматери Всего Сущего, которой она наделялась в древности,
прежде всего следует остановиться на глобальных мировоззренческих
изменениях, которые произошли в фундаментальных науках XX столетия. Именно
этот факт делает возможным единение современных научных и давних духовных
знаний. Мы уже неоднократно говорили об изменении научных парадигм, т.е. о
переходе от ньютоновско-картезианской, в которой не было места Творцу, к
Единой Теории Мира, отображающей такие понятия, как Абсолют, Дао, Брахман,
Инь-Ян, Ди-Дух. Однако современная наука приблизилась к пониманию природы,
реальности только в конце XX столетия, возвращаясь снова к знаниям,
которые были вложены в давние духовные системы и которые известны в
народной культуре с ее календарем, обрядовым жизнью и символизмом.
Не вызывает возражений тот факт, что определенная стадиальность
восприятия человеком окружающего мира, или формирование "туннеля
реальности", была неодинаковой на протяжении движения "стрелы времени" -
от древности к современности. Внешнее отображение человеком Мира и его
наполнения отвечало той системе "фильтров", которые определяли и,
собственно, отображали внешнюю реальность в виде разных моделей. Работы
таких известных исследователей, как В. Налимов, А. Бугаев тщательно
описывают взаимодействие человеческого "фильтра" - системы "органов
ощущений + мозг + ум + сознание" с Миром. Тем не менее, ученые
подчеркивают, что человек утратил связь с первичным центром этого мира.
Имя его - Бог, Творец, первичный информационный алгоритм, который
организовывает и поддерживает существование этого Мира, нашей Вселенной.
Так, А. Бугаев отмечает: "Туннель реальности человека обусловлен факторами
генетики, "человеческой формой" - программой структурирования энергии и
вещества в соответствующий биологический вид импринтами,
кондиционированием и обучением" [3]. Это означает, что именно
"человеческая форма" формирует основной туннель реальности человека как
биологического вида, внутри которого находятся "картины мира": нейроны
мозга навсегда соединяются переживанием (импринтом) в сеть, которая у
каждого индивида собственная.
Итак, человек не пассивно воспринимает данные внешней среды, он
активно "создает" модель реальности через свои пять органов ощущения,
систему энергоцентров и чакр. Создавая сознанием образ реальности, человек
не знает, какой она является на самом деле. Таким образом, в человеческих
моделях отображаются структуры внешней среды, мозга, нашего ума и
сознания. "Реальность" остается непознанной и до конца непознаваемой: то,
что человек переживает, думает и знает, существует в его мозге. Изменения
в науке доказали этот факт: существует только нейрофизика, то есть физика,
преломленная сквозь человеческую нервную систему. К тому же, Д. Бом
показал, что во Вселенной существует два вида порядка: во-первых, явный,
или развернутый порядок, который образует явный (эксплицитный), известный
науке пространственно-временной континуум и, во-вторых, неявный, имеющийся
в виду, или свернутый порядок (имплицитный), что пронизывает напрямую
первый.
Он есть везде - в пространстве и времени - и всегда. Физики "открыли" то,
что "знали" в древности священнослужители. "Именно человек призван быть
интерпретатором этих божественных иероглифов, поскольку по своему сознанию
и по своей духовной природе ему присуще врожденное сходство с божественным
Творцом", - замечает К.Г. Доусон [10]. Поэтому и не удивительно, что мы
стараемся осуществить реконструкцию древних учений, подводя их под
фундаментальную науку - "туннель реальности" настоящего.
Еще в Ведах, датированных IV-II тыс. до н.э., утверждалось
существование какой-то первичной материи, из которой рождается все и в
которую все возвращается. Следует сказать, что сегодня в научной концепции
Единой Теории Мира этот постулат приобретает целиком осмысленное
понимание: отход от дискретности и переход к непрерывности
(континуальности), первичным элементом которой есть волна. Дискретная
частица (тело) выступает как частный случай, как замыкание волны в кольцо.
Образ Праматери Вселенной - примечательный для культур Старого
Света, и, конечно, для украинской народной культуры. Его возникновение,
как и любая другая конкретизация смысла, может быть объяснено в
толковании, интерпретации этого смысла.
Образ
Женщины - Матери, Первозданной Природы, Первичной Женщины - первый образ,
осознанный интуицией человека. Женская инстинктивная природа нашла свое
отображение в разнообразных проявлениях человечества от "Венеры палеолита"
до холстов современной живописи. Однако, всю глубину ее истинной природы
сохраняет только народная культура, поскольку лишь народная душа
воспринимала ее инстинктивную дикую душу, которая через ее воплощение в
архетипе Праматери - Первозданной Женщины в разных проявлениях оберегала
человека от дня рождения и до последней минуты жизни. Именно такое
важнейшее ощущение тайного женского присутствия, именованного сущностью
или Большой Женщиной, Светом из Бездны, Рекой под Рекой или
Мудрой, знает человек. Психологи называют женскую сущность Оно, "срединной
природой", а биологи - природой типичной, или фундаментальной.
На Земле Первозданная Женщина имела великое множество имен.
Большинство ее имен человечество уже не припомнит, но оно знает ЕЁ, ибо
она - внутренние циклы его жизни. Она - ритм самой Вселенной, ЕЁ
оголенность - это вечная еще несотворенная природа - Пракрити. Миф может
возникнуть (как и любая конкретизация сущности) только в толковании,
интерпретации этой сущности. Действующим лицом будет здесь одно - Природа.
Природа - Женщина - Мать, она себя открывает - и в этом своем действии Дух
её видит (знает), но, зная, бездействует. Она - проявленная материя, она
не содержит знания, но все знает. "Она - все то, что касается инстинктов в
зримом и незримом мирах, она служит основой. Первозданная Женщина - это
сила "Жизни - Смерти - Жизни", - считает Эстес [12]. Исследовательница
немало времени потратила, сравнивая матрицы сказок с археологическими
находками в местах древних культур, например, с глиняными ритуальными
масками и фигурками.., отыскивая модели архетипа в мифах и фольклоре
национальных культур, проявляя их глубинные вневременные структуры...
Отрывок
статьи
|