Эниология_2_2003


А.Д. Вяткин

Пути постижения тонкой реальности

   Известно, что любая информация содержится в нашем мире не изолированно и не "сама по себе", а только лишь в форме данности, форме связи одной системы с другой. Выше уже говорилось, что физическому миру свойственен дуализм себя как системы отсчета и всего остального мира, субъекта и объекта.
   Каждая система, будучи субъектом всех своих отношений, конструирует мир, за пределами которого не только семантическое, но и физическое небытие. Упорно навязываемый тезис якобы "абсолютной беспристрастности" или "абсолютной объективности" европейской науки - не более чем заблуждение. Представление о научном прогрессе, как о торжественном шествии от невежества к всезнанию или от менее полной истины к истине более полной - весьма заманчиво, но, увы, преувеличено. Диалектика физического мира такова, что человек не может бесконечно развиваться и развиваться, одновременно не впадая в декаданс или в упадок в другом месте, в другом смысле. Здесь нельзя ничего приобретать, вместе с тем, не теряя.
   Сомнения в неоспоримости любых истин появляются, прежде всего, в смежных или пограничных областях, которые есть для всякой науки и практической деятельности. Зоны сверхвысоких и сверхнизких температур, физического вакуума и максимально высокого давления, максимального покоя и субсветовых скоростей оказываются концептуальной, но никак не перцептуальной реальностью - человеку в них не выжить. Что, к примеру, мы можем сказать о плазме с помощью наших органов чувств, если белок коагулирует при температуре 80° С. По той же причине нам ничего неизвестно в отношении "вкуса", "цвета" или "формы" электрона, поскольку он относится к реальности, недоступной для традиционной символики и чувственных понятий. Физикам приходится изобретать какой-то новый, условный язык и с помощью его и все более совершенных приборов не только постигать, но и создавать невиданную доселе реальность, одновременно пытаясь убедить себя в том, что эта реальность существует вне и независимо от человека. Однако наиболее здравомыслящие ученые понимают, что такого рода реальность не только запредельна, но и целиком условна.

Отрывок статьи