|
Г.Г. Тетерин
В начале
было "Слово" - эниология словесности
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Это
не просто фраза из Священного писания, а удивительно
точное определение роли Слова в становлении и развитии человечества и
ноосферы. Слово и его производные, письменность и словесность, являются
уникальной составляющей человеческого общения - тем, что радикально
отличает контакты в обществе людей от общения в стае и стаде. Подавляющее
большинство животных обладает сенсорными системами, позволяющими посылать,
принимать и расшифровывать сигналы на несколько порядков эффективнее, чем
это может делать Homo sapiens. Более того, некоторые животные способны,
по-видимому, к телепатическому общению. Чтобы убедиться в этом, достаточно
понаблюдать за домашними кошками. Попробуйте подумать о любом действии,
которое хоть как-то может нарушить их покой, и "экстрасенсы", "прочитав"
ваши мысли, исчезнут. Причем спрячутся так основательно, что вы с трудом
отыщете очаровательных "телепатов".
Экспериментально установлено и общение в растительном мире. На
потенциометрических графиках растений моментам опасности соответствуют
ярко выраженные экстремумы, а биохимики установили, что растения не только
чувствуют угрозу, но и передают "коллегам" сигнал о её приближении,
выделяя СН2=СН2 - этилен.
Однако, обладая уникальной сенсорикой, животные не получили от
Природы главного компонента общения -
Слова. Именно Слово позволило человечеству не просто принимать
информационный поток, но записывать, фиксировать его. Принципиальное
отличие высшего примата от братьев его меньших состоит в том, что обладая
значительно менее эффективной системой получения и передачи сигналов, он
может с помощью Слова эти сигналы записать, а затем передавать из
поколения в поколение, накапливая и совершенствуя Знание. Уже в периоды
палеолита и неолита первобытный человек не просто создавал наскальные
изображения, а пытался зафиксировать информацию, чтобы передать её
потомкам [1]. До нас эти пласты информации дошли в виде петроглифов
неандертальцев, клинописи шумеров, хеттов, вавилонян и ассирийцев,
иероглифов древнего Египта и других идеографических1 посланий. Эти
информационные слои в сочетании со сведениями о применяемых орудиях труда
и уровне технологий могут быть названы "сферой разума" или "ноосферой".
Особенностью термина "ноосфера" является то, что с момента его
появления все, кто пользуются этим понятием, трактуют его
по-своему. Так что кроме первоначальной формулировки Шардена "…мыслящий
пласт, который зародился в
конце
третичного периода и разворачивается с тех пор над миром растений и
животных - вне биосферы и над ней" и концепции Вернадского, определяющей
ноосферу как период, когда человек становится решающей "геологической"
силой, можно найти массу определений, или упрощенных материалистами, или
усложненных энио-эзотерическими выдумками. Тем не менее, понятие
"ноосфера", особенно если оно применяется не только к определенному
историческому этапу, но и к конкретному социуму, может быть полезным для
анализа процесса эволюции человечества. Например, сопоставление "ноосферы"
неандертальцев с "ноосферой" шумеров, вавилонян, древних египтян, греков и
т.д. может дать достаточно наглядную картину развития землян. Возможные
возражения против появления в начале четвертичного периода Кайнозойской
эры "ноосферы неандертальцев" вряд ли обоснованы, т.к. первые примитивные
орудия труда, первые технологии получения огня, охоты и разделки туши
мамонтов, а
уж
тем более создание наскальных изображений - это уже результаты работы
разума, формирующие "сферу разума". Она еще ничтожно мала, но существует!
Так в химии есть понятие "индукционный период реакции" - когда количество
продуктов реакции еще так мало, что их присутствие не улавливается
приборами. Поэтому и кинетическая кривая реакции начинается не с нулевой
отметки, а с момента появления регистрируемого количества продуктов
химического взаимодействия. Примерно это имеет в виду Владимир Иванович
Вернадский, когда предлагает фиксировать "ноосферу" не с момента её
зарождения, а с момента, когда результаты деятельности "Покорителей
природы" приводят к нарушению экологического равновесия. Но вряд ли стоит
отказывать в "сфере разума" людям, которые счастливо жили в разумном
общении с окружающей средой. Ведь именно их "сфера разума", их "ноосфера"
была действительно разумной.
Отрывок
статьи
|