Магазин

198 стр. Жесткая цветная обложка. Формат: 42х60/16.
Цена: 12,00 грн.

Феномен Туринской Плащаницы

Г.И. Швебс

 

 

   Туринская погребальная Плащаница - одна из величайших святынь христианского мира, уже давно ставшая объектом внимания не только священнослужителей и верующих, но и ученых, - загадочным образом не поддается попыткам аналитического ума вместить ее священную тайну в рамки научных гипотез. И сколько бы ни писали о Плащанице, всегда остается место для новых сенсационных выводов. Благо исследования Плащаницы продолжаются. Настоящая книга c совершенно оригинальной трактовкой явления "Туринская Плащаница". Рассчитана на широкий круг читателей.
 

 


Отрывок из книги

   Туринскую Плащаницу изучали многие специалисты: историки, физики, анатомы, криминалисты, теологи, фотографы. Затем по результатам своих частных исследований они путем механического объединения данных постарались воссоздать целое — образ Создателя.
   Науке известны два основных взаимопроникающих метода исследования: индуктивный (от частных фактов к целому) и дедуктивный (от исходной идеи, гипотезы к ее доказательству через систему фактов). Большинство ученых (а в дальнейшем мы будем придерживаться только научного направления) исходили из дедуктивного метода. Исходная гипотеза: на Туринской Плащанице — образ Иисуса Христа, и с этой гипотезой сверяли (иногда к ней подгоняли) все факты.
   Казалось бы, все верно. Но факты в систему объединялись по механическому принципу, а вовсе не системному. Да иначе и быть не могло. Механический принцип — это исходный физический (ньютоновский) принцип. Мы же утверждаем, что Туринская Плащаница явление не физическое, хотя элементы физических и химических преобразований конечно же там присутствуют. Туринская Плащаница — явление эниологическое. До сих пор упускалось главное! Главное!
Именно этому главному и посвящено настоящее исследование.

   Туринская погребальная Плащаница... Одна из величайших святынь христианского мира, уже давно ставшая объектом внимания не только священнослужителей и верующих, но и ученых, загадочным образом не поддается попыткам аналитического ума вместить ее священную тайну в рамки научных гипотез. И сколько бы ни писали о Плащанице, всегда останется место для новых сенсационных выводов. Благо исследования Плащаницы продолжаются.

СМЕРТЬ И ПОГРЕБЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИУДЕЕ


   Когда человек умирал, то близкие ему люди сразу же разрывали на себе одежду. Что касается обрядов над умершими, пишет Иосиф Флавий (Иудейские древности), то по Закону (Торе) не полагалось устраивать ни пышных погребений, ни богатых надгробных памятников. Заботиться о похоронах надлежало ближайшим родственникам. В Палестине тела погребали вскоре после смерти, обычно в течение 8-ми часов. В Деяниях апостольских читаем, что Ананий, муж Сапфиры, был похоронен в течение трех часов после смерти (Деян 5, 5-7). (Все это важные моменты для понимания феномена Плащаницы).
   Тело омывали и помазывали благовониями. В рассказе о похоронах Христа говорится, что Иосиф Аримафейский обернул тело в Плащаницу, и упоминаются благовония, подготовленные для умащения тела (Ин 19, 39; 12,7; Лк. 23,56). Об обмывании тела ничего не говорится, вероятно, потому, что тела трагически погибших обмывать было не принято. Дело в том, что в еврейском пpавe существовал запрет на обмывание тела неожиданно умершего человека. Более того, он должен был быть похоронен вместе со всей его кровью. Это соответствовало фарисейским представлениям, согласно которым тело должно было сохранить свою цельность для воскресения. Именно поэтому у евреев запрещено бальзамирование. Покойного обычно погребали в саване, сшитом из лучшей ткани. По свидетельству Евангелистов, тело обертывали Плащаницей (Плащаница — древнерусское слово, соответствующее нынешнему «простыня») с благовониями, лицо покрывали платком, а ноги и руки — связывали.
   Для фиксации закрывающих глаза век на них накладывали монеты. Во время раскопок в Иерихоне обнаружены кости умерших (времен Христа) с монетами в глазницах, подобная находка в Иудейской пустыне датируется II веком. Но это не имеет ничего общего с традицией помещения денег в рот покойного (как делали, например, греки, считавшие, что монета послужит в загробном мире платой перевозчику через «реку забвения»).
   Согласно традиции, во время похорон мужчины несли тело на носилках, впереди носилок шли женщины. Закон обязывал всякого прохожего присоединиться к погребальному шествию и вместе с остальными оплакать покойника. Участники процессии разрывали на себе одежды и громко рыдали, часто приглашались профессиональные плакальщицы. В процессии участвовали также флейтисты. Евреи любили музыку, к тому же музыка была единственным видом искусства, которым разрешалось заниматься вполне свободно, поскольку рисование и скульптура были запрещены.
   Бедных погребали за стенами Иерусалима, в Кедронской долине, в общей могиле для бедных. Богатые семьи имели гробницы, высеченные в скалах. Некоторые из них были столь огромны, что напоминали целые подземные поселения. Это подтверждают археологические раскопки в Иерусалиме. В частности, были обнаружены родовые захоронения первосвященников евангельских времен, включая захоронение Каиафы.
   Простая гробница обычно представляла собой прямоугольную комнату с выступами (аркосолиа) или углублениями (коким) в стенах.
   Тело возлагали или в гроб, или просто без него, а саму гробницу запечатывали. Каждое помещение в гробнице закрывалось, как дверью, камнем. Погребальные углубления имели каждое свою маленькую дверь. Весь комплекс гробницы закрывался огромным камнем, как это описано в Евангелиях. По обычаю в течение трех дней после похорон приходили осматривать могилу, чтобы проверить, не похоронили ли по ошибке живого человека. Из-за обычая хоронить очень быстро бывали случаи ошибок, но так как тела не засыпали землей, то человек не погибал. Приход женщин (Ин. 28, 1; Мк. 16, 2—6) к гробнице Христа полностью соответствует этому обычаю.
   Дверь гробницы после погребения белили, показывая таким образом, что там находится недавно погребенное (тлеющее) тело. В Иерусалиме и его окрестностях было принято по прошествии времени, когда тело полностью истлевало, собирать кости в оссуарий. Обычай этот возник во второй половине первого века до н.э. и исчез с разрушением Храма в 70 году н.э. Причины появления этого обычая и его исчезновения до сих пор не ясны.
   После похорон семья и знакомые собирались за трапезой. Расходы на нее были достаточно велики, так что сложился обычай посылать еду в дом умершего, и гости в этот период приносили с собой еду. Траур продолжался 30 дней; причем в первые семь дней не работали, сидели на полу или на циновках. В эту неделю не надевали обуви, не мылись, не умащивали тела. Только самые бедные люди имели право сократить этот период до трех дней. Все это время в дом траура приходили друзья и знакомые, чтобы утешить скорбящую семью. По окончании семи дней основного траура, наступал второй период, в который скорбящим запрещалось принимать участие в пирах, устраивать свадьбы и т.д. Если умирали родители, то некоторые траурные обычаи продолжались до года.
   В римских провинциях времен Христа умерших иногда погребали в одежде (от этого обычая отказались в VIII или IX веках). Одновременно существовал обычай погребения нагого тела, завернутого (или запеленатого) в плащаницу — погребальную ткань, пропитанную благовониями. Этот обычай был распространен в I веке по Р.Х. в еврейской среде, как об этом свидетельствует Евангелие (воскрешение Лазаря). Археологи находят захоронения как в той позе, которая засвидетельствована Плащаницей (например, раскопки кладбища в Кумране, которое использовалось с 200 г. до н.э. по 70 г. н.э.), так и с руками, скрещенными на груди. Изображение на Туринской Плащанице позволяет понять, что тело умершего сначала укладывали на полотно, а затем накрывали оставшейся частью ткани. Благодаря археологическим открытиям мы сегодня знаем, что Плащаницы обычно были льняными.
   В Библии говорится, что умершего на кресте Иисуса Христа «Иосиф из Арамафеи, ученик Иисуса, но тайный — из страха от Иудеев просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса. И Пилат позволил. Он пришел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста17. Итак, они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где он распят, был сад, а в саду новая могила, в которой еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что могила была близко». (Евангелие от Иоанна, 19:39-42).
   Длинный кусок ткани для заматывания всего корпуса и ног назывался «синдон». Такое выражение встречается в Новом завете только один раз в Евангелии от Матфея (27:57). В церковно-славянском издании Библии «синдон» переводится как «плащаница». Другой — меньший, которым заматывали голову, назывался «сударион». В церковной практике греки называют «пелены», в которые было завернуто тело Иисуса, словом синдон. Именно это греческое слово «синдон» в синодальном издании Библии переводится как «плащаница»: «Взяв Тело Иисуса, Иосиф Аримафейский обвил его чистой Плащаницей» (Мф. 27:59).
   Пролежав в могиле полторы ночи и один день, Иисус Христос в ночь с субботы на воскресенье воскрес. В воскресенье очень рано, затемно, Мария Магдалина и жены-мироносицы с нею наведались до могилы Иисуса Христа и узнали о Его воскресении из мертвых. Об этом они сообщили ученикам Иисуса Христа.
   О плате на голове покойника и в греческой Септуагинте, и в латинской Вульгате пишется одинаково — «sиdаrium» (судариум), как эта часть погребального элемента называется в иудейском культе. В русском переводе эту часть погребальных одежд Иисуса Христа называют «плат» (платок). В христианском культе употребляется общее название для всех составных погребального покрытия покойника — пелены. Синдон, офония, линтеамин или, по-английски, шроуд (shroud). В церковно-славянском языке, а отсюда — в языке всех славянских народов, погребальные одежды — саван Христа — называется «плащаница». Слово происходит от названия верхней легкой и плотной — непромокаемой, под дождь— одежды. У слова «плащаница» — родственный, смысловой и грамматический корень со словом «плащ». В дальнейшем на протяжении всей статьи слово «плащаница» обозначает погребальные одежды евангельского Иисуса Христа.
   Среди реликвий свое особое место заняли Плащаницы Иисуса Христа. Они эпизодически начали появляться в недрах Византийского православия, но с момента Крестовых походов — буквально плодятся на Западе, в римско-католической церкви. Плащаницы быстро и прочно вошли в культовую практику христианской церкви; поклонение им ввели в Устав обязательного церковного богослужения. В Страстную пятницу, за два дня до праздника Пасхи, во всех православных и католических церквях проводится специальное богослужение, во время которого «погребают» умершего Иисуса Христа и выставляют его Плащаницу для поклонения. Плащаницы, например, православной церкви в обязательном порядке есть в каждом действующем храме и представляют собой иконописное изображение на специально уплотненном льняном полотне (редко — на доске) лежащего во гробе Иисуса Христа, а вокруг Погребенного — Богородица, Мария Магдалина и жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский, Никодим, апостол Иоанн.
   Можно предположить, что в начальный период этих богослужений для поклонения выставлялись «подлинные» погребальные одежды Иисуса Христа, что привлекало к владеющему Плащаницей храму многочисленных молящихся. В ответ конкурирующие церкви и крупные храмы обзаводились собственными «подлинными» плащаницами... Таким образом, к XV столетию в христианском мире исторически было зафиксировано всего 40 плащаниц Иисуса Христа. Часть из них поизносилась и исчезла, часть была уничтожена конкурентами, часть в силу разных причин не приобрела нужного авторитета у верующих... До сих пор продолжают существовать и выставляться для поклонения всего меньше десятка плащаниц, самая древняя из них — находящийся в храме испанского города Овьедо Сударион (Sudarium in Oviedo) — имеет возраст 1200 лет («обретён» в VIII столетии), а самая молодая и в то же время самая известная сейчас — Туринская. Ниже речь будет идти исключительно о Туринской Плащанице.
 

«ХРИСТОС ПРИШЕЛ К НАМ В ДОМ»


   Туринская Плащаница (с 1357 года она хранится в кафедральном соборе итальянского города Турин) представляет собой белое льняное полотно относительно большого размера: 436 сантиметров в длину и 110 — в ширину. С расстояния от двух до девяти метров на этом полотне можно увидеть две фигуры с обращенными друг к другу головами, изображающие одного и того же человека, видимого спереди и сзади. Этот человек обнажен и бородат. Его длинные волосы на концах связаны в пучок. Тело носит явные следы бичевания и распятия.
   Сложной и запутанной истории Плащаницы ниже будет посвящен самостоятельный раздел. Здесь же остановимся на событии, произошедшем на исходе XIX века, когда все в ее судьбе изменилось в одночасье. Интерес к этой древней христианской реликвии вызвала первая в ее истории фотография. Ее появление связано с проходившей в Турине (с 25 мая до 11 июня 1898 г.) выставкой сакрального искусства (по другой версии, в связи с обручением будущего итальянского короля Эммануила III). Ее автор — Секондо Пиа — был известен своими фотографиями знаменитых итальянских памятников древности. По его усиленным просьбам король Италии Умберто разрешил фотографирование священной реликвии. Но выполнить задуманное оказалось не так-то просто. Это было время рождения фотографии, когда аппаратура была громоздка, а фотографирование требовало от мастера особого искусства.
   Поскольку днем реликвия была выставлена на всеобщее обозрение, фотографировать можно было только ночью. Особую проблему представляло само расположение Плащаницы — она висела над алтарем, и следовало построить на соответствующей высоте специальный помост для фотоаппарата. К тому же две большие электрические лампы, расположенные в храме напротив алтаря, неравномерно освещали полотно. В целях достижения равномерного распределения света на лампы накладывали специальные заслоны из матового стекла, которые лопались от жара.
В результате всех этих трудностей во время первой попытки сфотографировать Плащаницу (25 мая 1898 года) не удалось сделать ни одного снимка. Но Пиа не сдавался, хотя возникли новые препятствия: между Плащаницей и зрителями поместили огромный стеклянный экран, что затрудняло фотографирование. Теперь снимок следовало делать с расстояния восьми метров. Учтя все это, фотограф 28 мая сумел сделать две фотографии (процесс съемки длился в первом случае 14 минут, во втором — 20 минут).
   Присутствующим в храме «невооруженным глазом» было еле видно на Плащанице лишенное контуров изображение. Поэтому негативы Секондо Пиа, давшие необыкновенную ясность контуров, произвели огромное впечатление не только в церковных и научных кругах, но и на массы простых людей.
Позднее в своих воспоминаниях Пиа так описал свои впечатления от увиденного на негативах: «Я был потрясен, когда в ходе проявления от самого начала видел, как на клише сначала появилось Святое изображение таким очевидным образом, что меня охватило огромное изумление — и в равной мере удовлетворение, поскольку я уже мог быть уверен в положительном результате своего предприятия» (Secondo Pia, Memoire, 29 июня 1907 г.). На проявляемых негативах медленно проступал неожиданный и поражающий своим реализмом образ. «Христос пришел к нам в дом», — написал фотограф.
   Именно эта первая фотография показала миру Человека с Плащаницы. Причем на негативе Пиа образ был виден в позитиве, будто это подлинная фотография, будто Плащаница сама была фотографическим негативом.
Открытие Секондо Пиа произвело ошеломляющее впечатление. Человек с Плащаницы оказался на них столь живо изображен, настолько лучше, чем на оригинале, что возникло подозрение в мистификации. Пиа должен был доказывать свою честность. Полемика вокруг этого изображения не затухает.
   И сегодня требуют ответа вопросы: что такое Туринская Плащаница — чудо, икона, обман; и чье же все-таки тело оставило отпечаток на ткани?