|
Отрывок из книги
Препарат из
тысячелистника. Берут свежие цветы тысячелистника или аптечный
препарат цветов, смоченный вытяжкой из свежих ранневесенних листьев
тысячелистника, и заполняют ими мочевой пузырь оленя. Летом этот
заполненный травами пузырь вывешивают на солнце, а на зиму закапывают в
биологически активную почву. На следующую весну в мочевом пузыре
образуется целебная для растений земля, которая оказывает сильное действие
на навоз и компост, будучи добавлена в них в очень малых количествах.
Препарат из ромашки. Летом цветы ромашки собирают и
сушат. Осенью драгоценное растительное сырье увлажняют вытяжкой из цветов
ромашки и набивают в тонкую кишку только что забитой коровы. При этом надо
знать, что кишки нельзя выворачивать и очищать от слизи, они также не
должны быть солеными. Кишки, заполненные цветами ромашки, сначала короткое
время подвергают воздействию света, а на зиму закапывают в биологически
активную почву пашни. Для успешного течения процесса важно, чтобы эти
колбаски с ромашкой лежали под толстым слоем снега.
Препарат из крапивы. Привявшие растения цветущей крапивы
измельчают и закладывают в яму, выложенную торфом или старыми мешками.
Довольно толстый слой крапивы лежит в земле до следующей весны и за это
время перепревает, превращаясь в темную гумифицированную массу. В таком
виде крапива в небольших количествах добавляется при закладке компостной
кучи. В зеленом и гумифицированном виде она оказывает благоприятное
влияние на брожение навозной жижи.
Препарат из коры дуба. В конце лета и осенью со старых
дубов снимают кору, измельчают ее и помещают в череп домашнего животного.
Для этого череп предварительно нужно освободить через большое затылочное
отверстие от вещества головного мозга. Нижнюю челюсть, язык и другие
мясистые части головы следует удалить. После того, как череп заполнен
измельченной корой, затылочное отверстие закрывают осколком кости.
Заполненные черепа на зиму помещают в ямы или бочки с отверстиями. К этим
местам подводится сток талой воды, стекающей с черепичной крыши. Черепа
покрывают плотным слоем растительных остатков, благодаря чему талая вода
задерживается и обеспечивается ее постепенное просачивание. Нужно также
следить за тем, чтобы кора не была полностью съедена дождевыми червями.
Если эти условия соблюдены, то весной мы, вынув черепа из ямы,
обнаруживаем в них удивительное вещество - перепревшую дубовую кору. Ее в
небольших количествах вносят в компостные кучи.
Препарат из цветов одуванчика. Цветы одуванчика
собирают во время наиболее активного цветения: с 9 до 11 часов утра. Для
одуванчика важна не только интенсивность, но и качество света, который он
усваивает и отдает почве. Отцветающие цветы после сбора закрываются,
подвядают и образуют семена, что вовсе нежелательно.
Высушенные цветы хранят до осени и затем, увлажнив отваром или
соком листьев, помещают в брыжейку коровы и зарывают в хорошую пахотную
почву на глубину 40-60 см. Весной, когда одуванчик вынимают из земли, он
представляет собой полугумифицированный лекарственный препарат. В этом
виде он может непосредственно влиять на биологические процессы в почве
через компост, к которому он добавлен.
Препарат из цветов валерианы. Валериана относится к
тем растениям, которые хорошо растут при частичном затенении и дают мощные
и ароматные цветы, благодаря особому способу усвоения фосфора. Сила ее
цветения может быть перенесена на другие растения и на почву. Для этого
цветы валерианы нужно выжать, и отжатый сок уже готов к употреблению. Его
разводят водой и поливают им навоз и почву. Его можно смешать также с
роговым кремнием и опрыснуть этой смесью растения, чтобы стимулировать
цветение и плодоношение. Валериану, как и крапиву, можно использовать для
обработки почвы с целью активизации биологических процессов.
Роговой навоз. Очень важная с физиологической точки
зрения система кожных покровов сильнее всего выражена в рогах. Рог - это
кремнийсодержащий белковый орган, в состав которого входят редкие
элементы, некоторые их них содержит и печень.
Рога коровы сформированы самым наилучшим образом. После каждого
теленка, когда мощность системы пищеварения и обмена веществ проходит свой
пик, сила рогов коровы увеличивается.
Осенью рога наполняют навозом и на зиму закапывают в пахотный слой
почвы. Когда весной рога вынимают, навоз в них к этому времени
превращается в темную, рассыпчатую массу без неприятного запаха.
Переработанный таким образом навоз добавляют к перепревшему в яме,
выложенной березовыми брусьями, коровьему навозу, перемешивают и получают
гумусоподобное вещество, стимулирующее брожение и дыхание в почве и рост
корней растений. Оно останавливает процессы деградации, вымывания
питательных веществ и извести из пахотного горизонта. Роговой навоз
интенсивно перемешивают в деревянных бочках с водой, меняя направление
перемешивания в течение одного часа. Для приготовления рогового навоза
используют рога коровы в возрасте 3-5 лет.
Роговой кремний. Он играет роль катализатора света,
способствуя формированию растения, созданию его аромата, устойчивости к
заболеваниям и лекарственных свойств.
Для того, чтобы кремний мог воздействовать на живой организм, он
должен пройти предварительную обработку. Чистый кристаллический кварц
(горный хрусталь) измельчается, растирается в фарфоровых ступках до
сверхтонкого помола. Кашицей из кварцевой муки с водой заполняют рога и
зарывают на лето на глубину 40-60 см в плодородную почву. Осенью роговой
кремний готов. Стимулирующий препарат готовят следующим образом: 1 г
рогового кремния, жидкое удобрение из крапивы перемешивают в течение часа
в 15-20 л теплой чистой воды (температура 35-40 градусов). Полученной
смесью опрыскивают до 0,25 га посевов. Для стимуляции цветения растений в
кварцевую муку добавляют 20-30 капель сока, отжатого из цветов валерианы.
Хранение. Компостные препараты из лекарственных трав
надо хранить в сухом виде. Сосуды с препаратами ставят в деревянный ящик с
торфом. Готовый роговой кремний хранят в сосуде на свету. Роговой навоз до
употребления остается в земле.
В биодинамическом земледелии дается еще ряд советов.
- Навоз надо вносить в почву на возможно меньшую глубину.
- Сырое, плохо перепревшее удобрение иногда оказывает отрицательное
влияние на почву и может уменьшить урожай.
- Минеральные удобрения сильно ослабляют действие навоза.
Подчеркивается: "Само собой разумеется, что на полях, удобренных
стимулирующими жизненные процессы компостами, невозможно применение
искусственных минеральных удобрений".
- При использовании навозной жижи необходимо, чтобы она
перебродила. Лучшее качество жижа приобретает в земляной яме с прослойкой
из суглинка, обложенной досками. Готовая жижа имеет темно-коричневый цвет.
Для увеличения в жиже углерода в нее добавляют солому или листья. Наиболее
эффективна подкормка растений разбавленной жижей при развитой корневой
системе, но в первую треть вегетации. После внесения целесообразна заделка
жижи мотыгой. Жижу вывозить на поля зимой нельзя.
- Компост всегда должен содержать хотя бы 10-20% навоза, а навозный
- землю. Слои компоста посыпаются известью или измельченным известняком и
увлажняются навозной жижей или жидкими удобрениями из крапивы.
- Для быстрого приготовления компоста в навоз добавляют готовый
земляной компост, обработанный препаратами (15-20%), и гумусированную
почву (5-10%). Качество компоста улучшается при добавлении костной или
роговой муки.
- Перемешивание стимулирующего препарата лучше всего выполнять с
дождевой чистой водой в деревянных бочках или узких и высоких керамических
сосудах, пригодных для быстрого перемешивания с образованием глубокой
воронки. При этом направление перемешивания многократно меняется.
Перемешивание осуществляют в течение часа, и не позднее двух часов после
этого удобрение необходимо использовать. Возможно повторное
разбавление опять же с тщательным перемешиванием.
- Препарат из рогового навоза предназначен для опрыскивания почвы
или растительности, а из рогового кремния, прежде всего, для
растительности. Вносить лучше всего утром по росе. Для зерновых - сразу
после кущения. Виноградники, плодовые деревья, овощи можно обрабатывать
2-3 раза на разных стадиях. Кормовые травы - после каждого скашивания.
Избегать опрыскивания от 11 до 15 часов.
- Против грибковых болезней (ржавчина, головня, мучнистая роса и
т.д.) используют отвар хвоща полевого. К 10 л воды добавляют 1-2 кг хвоща,
кипятят 0,5 часа, затем настаивают 1 час и разводят в 100 л, тщательно
размешивая. В раствор можно добавить 5 г рогового кремния. Но после этого
нужно перемешивать еще 1 час. Расход раствора - 30-45 л/га. Борьба с
инфекцией имеет шанс на успех только в рамках всех рекомендуемых
мероприятий.
- Для борьбы с тлей растения опрыскивают настоем крапивы в дождевой
воде в течение 24 часов.
- Садоводы роговой навоз вносят под каждое дерево в канавку вдоль
внешней границы, очерченной кроной. Удобряют компостом в зоне
приствольного круга. Препаратом рогового кремния опрыскивают (0,5 л
жидкости) крону деревьев, когда листья уже полностью развились. Препаратом
хвоща опрыскивают в начале распускания почек. Эффект усиливается в фазе
растущей Луны при двукратной обработке сначала земли в приствольном круге,
затем кроны. На одно дерево расходуют 3 л раствора.
- Для приготовления компоста необходим качественный навоз от
животных, приспособившихся к условиям определенного хозяйства в течение
ряда поколений. В корме животных не должно быть большого количества белка,
навоз не должен иметь резкого запаха (даже свиной).
В целом главная идея биодинамического земледелия все же не в
строгом соблюдении рецептов, а в тезисе, приводимом мною из книги Ремера:
"В деле повышения плодородия почвы одними рецептами многого не
добьешься. Нужные и своевременные мысли не появятся без понимания самой
идеи, заложенной в домашнее животное и сущность растений. Только поняв
это, человек перестает слепо следовать рецептам, а начинает действовать,
руководствуясь интуицией и самостоятельно используя взаимосвязи вещей.
Человек становится свободен от приказов и предписаний. Он развивает свою
творческую культуру. Он соединяет мир и самопознание и утверждается в
истинной человечности и мировой мудрости. Это привлекает руки людей,
желающих учиться у Природы и принести пользу на Земле. Человек должен
черпать желание работать из своей души и постоянно заниматься
самообразованием. Только в этом случае у него есть шанс добиться успеха в
сельском хозяйстве".
Концепция системы эниоземледелия базируется на трех положениях.
Первое. Земля-Гея - целостный организм, представляющий иерархически
увязанную структуру геосистем. Каждая геосистема в процессе ее освоения
приобретает (по аналогии с органом белковых образований), индивидуальные
черты, формируя вместе с почвой, растительностью, животными и человеком
разумным (если он действительно разумный!) новые целостности,
группирующиеся в типы и виды. Каждая ферма, кооператив - это "атомы" и
"молекулы" агроландшафта, живущие самостоятельной жизнью, но в
определенной среде. Экзогенные процессы (рельефообразование, эрозия,
речные потоки и др.) разделили территорию на естественные ландшафты.
Человек исказил естественные процессы, уравновешенные явлением
самоорганизации, в процессе хозяйственной деятельности, превратив
естественную эрозию в ускоренную, окисление гумуса - в истощение почв,
преобразовал ландшафты в природно-хозяйственные территориальные системы -
агроландшафты.
Экологическая направленность хозяйственной деятельности,
ландшафтно-контурное почвозащитное землеустройство, предусматривающее
выделение агроландшафтных массивов и оптимальное сочетание в последних
природных особенностей и агротехнологий - это те отправные позиции,
которые способны обеспечить стабильный успех в сельском хозяйстве.
Второе. Выполнение первого положения автоматически
обеспечивает уменьшение самого разрушительного процесса почвы - эрозии.
Второе же направлено на предотвращение истощения почвы как жизненной силы,
ее естественного плодородия. В целом это отражено достаточно полно в
системах органического и биодинамического земледелия (гл.3).
Третье положение (в добавление к предыдущим двум)
заключается в наиболее полной реализации информационно-полевой (духовной)
составляющей мироздания и вытекает из опыта ведения сельского хозяйства до
наступления монорелигиозного господства, и сохранившегося до наших дней в
некоторых юго-восточных странах. Этому положению - следствию
научно-эзотерической концепции эниологии, посвящена остальная часть книги.
Известно, что если в Западной Европе на 1 кв.км приходится 100-200
жителей, то в густонаселенных районах Китая и Японии - 700-800. В Европе
крестьянское хозяйство размером 15-18 гектаров способно прокормить
одну-две семьи. С такой же площади в Китае кормятся доходами от полевых
работ 200-250 человек. Конечно, это возможно в первую очередь благодаря
исключительно скромным жизненным запросам, во вторую - традиционной
стихийно-эниологической культуре использования земель, покоящейся на
сохранении их гумусового состава в течение многих тысячелетий. Причем
отношение крестьянина к почве граничило, например, в Китае с религиозным
фанатизмом. Растения, бытовые отходы, речной ил, навоз и земля
переслаивались друг с другом, увлажнялись в компостных ямах и превращались
в перегной. Все эти виды работ выполнялись вручную. В этом один из
секретов высокого плодородия почв крестьянских хозяйств Китая. Отсюда не
следует вывод о том, что в эниоземледелии все нужно делать вручную. Однако
есть такие элементы работ, которые даже на фоне полной механизации требуют
непосредственного участия человека, его контакта с землей.
Главный принцип эниоземледелия: всякое сельскохозяйственное
производство воспринимается как живой организм - живой в прямом смысле.
(Если вы с этим принципом после прочтения книги не сможете согласиться, то
она еще не для вас, перенесите свои размышления на будущее).
Информационно-экологический аспект идеи заключается в рассмотрении
и оптимизации взаимосвязей организма всей системы эниоземледелия с внешней
средой: с Землей-Геей и Космосом.
В отличие от привычных белковых живых организмов, воспроизводящихся
по образу и подобию родителей, организм эниохозяйства можно представить в
виде пирамиды, состоящей из четырех основных жизненных слоев с очень
тесными, иерархически устроенными связями.
В основании пирамиды - живой слой, орган системы - почва,
благодатный покров Земли-Геи. В вершине - Человек. Человек как воплощение
всего Человечества, его накопленных знаний, разума, но главное -
духовности, проявляющейся через информационно-полевую (далее ИП)
составляющую, а также как связующее звено с Космосом. Естественно, Человек
в своем диалоге с организмом эниохозяйства реализуется через
Человека-фермера. Не владельца земли или арендатора, а сотворца и
созидателя - составной части живого организма.
Все религии мира (за исключением разве что буддизма), все
политические партии и идеологии, в том числе капитализм и коммунизм,
проповедуют одно и то же учение - антропоцентризм - вульгарное
обожествление Человека при постулате: Природа - его раб, ее богатства
созданы Богом (или чертом) во славу и на пользу ненасытного
потребительства.
Так оно по существу и есть. Современный человек именует себя царем
природы, опрометчиво полагая, что право на это ему дают топор, автомобиль
и ружье. При всем том, этот царь настолько плохо ориентируется в
подвластном ему царстве, что любой зверек (даже домашняя кошка) чувствует
себя там гораздо комфортнее, чем самозабвенный властитель.
Но напомним и уясним раз и навсегда! Человек - действительно
воплощение Космического Разума на Земле и в этом смысле - Бог. Но при этом
он неразрывная часть Природы, его разумная часть. Человек - посредник
между разумом Космоса и Природой Земли. Эту же функцию посредника он
выполняет и в жизни эниоземледельческого производства во благо Природе и
себе, но не наоборот "себе и Природе"!
Ну, а теперь о главном в эниоземледелии, о "реальности
невозможного".
|