Магазин

144 стр. Мягкая цветная обложка. Формат: 42х60/16.
Цена 6,00 грн.

Алхимия земледелия

Г.И. Швебс

 

 

   Автор работы, доктор географических наук, профессор, лауреат государственной премии Украины, номинант многих международных наград, рассматривает общие вопросы землеустройства. При этом акцент делается на небольшие земледельческие хозяйства: фермы, дачи и др.
   Используя концепцию нового мировоззренческого направления, идеи биодинамического сельского хозяйства Р. Штайнера, автор предложил новые подходы к "труду на земле", объединенные в систему эниобиологического земледелия.
   Отправным моментом реализации этой системы является созидающая сила воображения, позволяющая не только получить прибавку урожая (экспериментально подтвержденную), но и улучшить здоровье, повысить творческий потенциал самого земледельца.
   В книге приводятся конкретные рекомендации по ведению эниобиологического хозяйства - организации почвозащитного ландшафтно-контурного землеустройства территории, изготовлению органических удобрений и средств защиты растений и многое другое. Книга имеет приложения, в которых заинтересованный читатель может найти советы по технике медитации, биолокации, а также ознакомиться с опытными данными о влиянии астрологической ситуации на ход сельскохозяйственных работ.
   Рассчитана на работников сельского хозяйства, фермеров, садоводов и огородников.
 

 


Отрывок из книги

   Препарат из тысячелистника. Берут свежие цветы тысячелистника или аптечный препарат цветов, смоченный вытяжкой из свежих ранневесенних листьев тысячелистника, и заполняют ими мочевой пузырь оленя. Летом этот заполненный травами пузырь вывешивают на солнце, а на зиму закапывают в биологически активную почву. На следующую весну в мочевом пузыре образуется целебная для растений земля, которая оказывает сильное действие на навоз и компост, будучи добавлена в них в очень малых количествах.

   Препарат из ромашки. Летом цветы ромашки собирают и сушат. Осенью драгоценное растительное сырье увлажняют вытяжкой из цветов ромашки и набивают в тонкую кишку только что забитой коровы. При этом надо знать, что кишки нельзя выворачивать и очищать от слизи, они также не должны быть солеными. Кишки, заполненные цветами ромашки, сначала короткое время подвергают воздействию света, а на зиму закапывают в биологически активную почву пашни. Для успешного течения процесса важно, чтобы эти колбаски с ромашкой лежали под толстым слоем снега.

   Препарат из крапивы.
Привявшие растения цветущей крапивы измельчают и закладывают в яму, выложенную торфом или старыми мешками. Довольно толстый слой крапивы лежит в земле до следующей весны и за это время перепревает, превращаясь в темную гумифицированную массу. В таком виде крапива в небольших количествах добавляется при закладке компостной кучи. В зеленом и гумифицированном виде она оказывает благоприятное влияние на брожение навозной жижи.

   Препарат из коры дуба. В конце лета и осенью со старых дубов снимают кору, измельчают ее и помещают в череп домашнего животного. Для этого череп предварительно нужно освободить через большое затылочное отверстие от вещества головного мозга. Нижнюю челюсть, язык и другие мясистые части головы следует удалить. После того, как череп заполнен измельченной корой, затылочное отверстие закрывают осколком кости. Заполненные черепа на зиму помещают в ямы или бочки с отверстиями. К этим местам подводится сток талой воды, стекающей с черепичной крыши. Черепа покрывают плотным слоем растительных остатков, благодаря чему талая вода задерживается и обеспечивается ее постепенное просачивание. Нужно также следить за тем, чтобы кора не была полностью съедена дождевыми червями. Если эти условия соблюдены, то весной мы, вынув черепа из ямы, обнаруживаем в них удивительное вещество - перепревшую дубовую кору. Ее в небольших количествах вносят в компостные кучи.

   Препарат из цветов одуванчика. Цветы одуванчика собирают во время наиболее активного цветения: с 9 до 11 часов утра. Для одуванчика важна не только интенсивность, но и качество света, который он усваивает и отдает почве. Отцветающие цветы после сбора закрываются, подвядают и образуют семена, что вовсе нежелательно.
   Высушенные цветы хранят до осени и затем, увлажнив отваром или соком листьев, помещают в брыжейку коровы и зарывают в хорошую пахотную почву на глубину 40-60 см. Весной, когда одуванчик вынимают из земли, он представляет собой полугумифицированный лекарственный препарат. В этом виде он может непосредственно влиять на биологические процессы в почве через компост, к которому он добавлен.

   Препарат из цветов валерианы. Валериана относится к тем растениям, которые хорошо растут при частичном затенении и дают мощные и ароматные цветы, благодаря особому способу усвоения фосфора. Сила ее цветения может быть перенесена на другие растения и на почву. Для этого цветы валерианы нужно выжать, и отжатый сок уже готов к употреблению. Его разводят водой и поливают им навоз и почву. Его можно смешать также с роговым кремнием и опрыснуть этой смесью растения, чтобы стимулировать цветение и плодоношение. Валериану, как и крапиву, можно использовать для обработки почвы с целью активизации биологических процессов.

   Роговой навоз. Очень важная с физиологической точки зрения система кожных покровов сильнее всего выражена в рогах. Рог - это кремнийсодержащий белковый орган, в состав которого входят редкие элементы, некоторые их них содержит и печень.
   Рога коровы сформированы самым наилучшим образом. После каждого теленка, когда мощность системы пищеварения и обмена веществ проходит свой пик, сила рогов коровы увеличивается.
   Осенью рога наполняют навозом и на зиму закапывают в пахотный слой почвы. Когда весной рога вынимают, навоз в них к этому времени превращается в темную, рассыпчатую массу без неприятного запаха. Переработанный таким образом навоз добавляют к перепревшему в яме, выложенной березовыми брусьями, коровьему навозу, перемешивают и получают гумусоподобное вещество, стимулирующее брожение и дыхание в почве и рост корней растений. Оно останавливает процессы деградации, вымывания питательных веществ и извести из пахотного горизонта. Роговой навоз интенсивно перемешивают в деревянных бочках с водой, меняя направление перемешивания в течение одного часа. Для приготовления рогового навоза используют рога коровы в возрасте 3-5 лет.
   Роговой кремний. Он играет роль катализатора света, способствуя формированию растения, созданию его аромата, устойчивости к заболеваниям и лекарственных свойств.
   Для того, чтобы кремний мог воздействовать на живой организм, он должен пройти предварительную обработку. Чистый кристаллический кварц (горный хрусталь) измельчается, растирается в фарфоровых ступках до сверхтонкого помола. Кашицей из кварцевой муки с водой заполняют рога и зарывают на лето на глубину 40-60 см в плодородную почву. Осенью роговой кремний готов. Стимулирующий препарат готовят следующим образом: 1 г рогового кремния, жидкое удобрение из крапивы перемешивают в течение часа в 15-20 л теплой чистой воды (температура 35-40 градусов). Полученной смесью опрыскивают до 0,25 га посевов. Для стимуляции цветения растений в кварцевую муку добавляют 20-30 капель сока, отжатого из цветов валерианы.
   Хранение. Компостные препараты из лекарственных трав надо хранить в сухом виде. Сосуды с препаратами ставят в деревянный ящик с торфом. Готовый роговой кремний хранят в сосуде на свету. Роговой навоз до употребления остается в земле.
   В биодинамическом земледелии дается еще ряд советов.
   - Навоз надо вносить в почву на возможно меньшую глубину.
   - Сырое, плохо перепревшее удобрение иногда оказывает отрицательное влияние на почву и может уменьшить урожай.
   - Минеральные удобрения сильно ослабляют действие навоза. Подчеркивается: "Само собой разумеется, что на полях, удобренных стимулирующими жизненные процессы компостами, невозможно применение искусственных минеральных удобрений".
   - При использовании навозной жижи необходимо, чтобы она перебродила. Лучшее качество жижа приобретает в земляной яме с прослойкой из суглинка, обложенной досками. Готовая жижа имеет темно-коричневый цвет. Для увеличения в жиже углерода в нее добавляют солому или листья. Наиболее эффективна подкормка растений разбавленной жижей при развитой корневой системе, но в первую треть вегетации. После внесения целесообразна заделка жижи мотыгой. Жижу вывозить на поля зимой нельзя.
   - Компост всегда должен содержать хотя бы 10-20% навоза, а навозный - землю. Слои компоста посыпаются известью или измельченным известняком и увлажняются навозной жижей или жидкими удобрениями из крапивы.
   - Для быстрого приготовления компоста в навоз добавляют готовый земляной компост, обработанный препаратами (15-20%), и гумусированную почву (5-10%). Качество компоста улучшается при добавлении костной или роговой муки.
   - Перемешивание стимулирующего препарата лучше всего выполнять с дождевой чистой водой в деревянных бочках или узких и высоких керамических сосудах, пригодных для быстрого перемешивания с образованием глубокой воронки. При этом направление перемешивания многократно меняется. Перемешивание осуществляют в течение часа, и не позднее двух часов после этого удобрение необходимо использовать. Возможно повторное разбавление опять же с тщательным перемешиванием.
   - Препарат из рогового навоза предназначен для опрыскивания почвы или растительности, а из рогового кремния, прежде всего, для растительности. Вносить лучше всего утром по росе. Для зерновых - сразу после кущения. Виноградники, плодовые деревья, овощи можно обрабатывать 2-3 раза на разных стадиях. Кормовые травы - после каждого скашивания. Избегать опрыскивания от 11 до 15 часов.
   - Против грибковых болезней (ржавчина, головня, мучнистая роса и т.д.) используют отвар хвоща полевого. К 10 л воды добавляют 1-2 кг хвоща, кипятят 0,5 часа, затем настаивают 1 час и разводят в 100 л, тщательно размешивая. В раствор можно добавить 5 г рогового кремния. Но после этого нужно перемешивать еще 1 час. Расход раствора - 30-45 л/га. Борьба с инфекцией имеет шанс на успех только в рамках всех рекомендуемых мероприятий.
   - Для борьбы с тлей растения опрыскивают настоем крапивы в дождевой воде в течение 24 часов.
   - Садоводы роговой навоз вносят под каждое дерево в канавку вдоль внешней границы, очерченной кроной. Удобряют компостом в зоне приствольного круга. Препаратом рогового кремния опрыскивают (0,5 л жидкости) крону деревьев, когда листья уже полностью развились. Препаратом хвоща опрыскивают в начале распускания почек. Эффект усиливается в фазе растущей Луны при двукратной обработке сначала земли в приствольном круге, затем кроны. На одно дерево расходуют 3 л раствора.
   - Для приготовления компоста необходим качественный навоз от животных, приспособившихся к условиям определенного хозяйства в течение ряда поколений. В корме животных не должно быть большого количества белка, навоз не должен иметь резкого запаха (даже свиной).
   В целом главная идея биодинамического земледелия все же не в строгом соблюдении рецептов, а в тезисе, приводимом мною из книги Ремера:
   "В деле повышения плодородия почвы одними рецептами многого не добьешься. Нужные и своевременные мысли не появятся без понимания самой идеи, заложенной в домашнее животное и сущность растений. Только поняв это, человек перестает слепо следовать рецептам, а начинает действовать, руководствуясь интуицией и самостоятельно используя взаимосвязи вещей. Человек становится свободен от приказов и предписаний. Он развивает свою творческую культуру. Он соединяет мир и самопознание и утверждается в истинной человечности и мировой мудрости. Это привлекает руки людей, желающих учиться у Природы и принести пользу на Земле. Человек должен черпать желание работать из своей души и постоянно заниматься самообразованием. Только в этом случае у него есть шанс добиться успеха в сельском хозяйстве".

   Концепция системы эниоземледелия базируется на трех положениях. Первое. Земля-Гея - целостный организм, представляющий иерархически увязанную структуру геосистем. Каждая геосистема в процессе ее освоения приобретает (по аналогии с органом белковых образований), индивидуальные черты, формируя вместе с почвой, растительностью, животными и человеком разумным (если он действительно разумный!) новые целостности, группирующиеся в типы и виды. Каждая ферма, кооператив - это "атомы" и "молекулы" агроландшафта, живущие самостоятельной жизнью, но в определенной среде. Экзогенные процессы (рельефообразование, эрозия, речные потоки и др.) разделили территорию на естественные ландшафты. Человек исказил естественные процессы, уравновешенные явлением самоорганизации, в процессе хозяйственной деятельности, превратив естественную эрозию в ускоренную, окисление гумуса - в истощение почв, преобразовал ландшафты в природно-хозяйственные территориальные системы - агроландшафты.
   Экологическая направленность хозяйственной деятельности, ландшафтно-контурное почвозащитное землеустройство, предусматривающее выделение агроландшафтных массивов и оптимальное сочетание в последних природных особенностей и агротехнологий - это те отправные позиции, которые способны обеспечить стабильный успех в сельском хозяйстве.
   Второе. Выполнение первого положения автоматически обеспечивает уменьшение самого разрушительного процесса почвы - эрозии. Второе же направлено на предотвращение истощения почвы как жизненной силы, ее естественного плодородия. В целом это отражено достаточно полно в системах органического и биодинамического земледелия (гл.3).
   Третье положение (в добавление к предыдущим двум) заключается в наиболее полной реализации информационно-полевой (духовной) составляющей мироздания и вытекает из опыта ведения сельского хозяйства до наступления монорелигиозного господства, и сохранившегося до наших дней в некоторых юго-восточных странах. Этому положению - следствию научно-эзотерической концепции эниологии, посвящена остальная часть книги.
   Известно, что если в Западной Европе на 1 кв.км приходится 100-200 жителей, то в густонаселенных районах Китая и Японии - 700-800. В Европе крестьянское хозяйство размером 15-18 гектаров способно прокормить одну-две семьи. С такой же площади в Китае кормятся доходами от полевых работ 200-250 человек. Конечно, это возможно в первую очередь благодаря исключительно скромным жизненным запросам, во вторую - традиционной стихийно-эниологической культуре использования земель, покоящейся на сохранении их гумусового состава в течение многих тысячелетий. Причем отношение крестьянина к почве граничило, например, в Китае с религиозным фанатизмом. Растения, бытовые отходы, речной ил, навоз и земля переслаивались друг с другом, увлажнялись в компостных ямах и превращались в перегной. Все эти виды работ выполнялись вручную. В этом один из секретов высокого плодородия почв крестьянских хозяйств Китая. Отсюда не следует вывод о том, что в эниоземледелии все нужно делать вручную. Однако есть такие элементы работ, которые даже на фоне полной механизации требуют непосредственного участия человека, его контакта с землей.
   Главный принцип эниоземледелия: всякое сельскохозяйственное производство воспринимается как живой организм - живой в прямом смысле. (Если вы с этим принципом после прочтения книги не сможете согласиться, то она еще не для вас, перенесите свои размышления на будущее).
   Информационно-экологический аспект идеи заключается в рассмотрении и оптимизации взаимосвязей организма всей системы эниоземледелия с внешней средой: с Землей-Геей и Космосом.
   В отличие от привычных белковых живых организмов, воспроизводящихся по образу и подобию родителей, организм эниохозяйства можно представить в виде пирамиды, состоящей из четырех основных жизненных слоев с очень тесными, иерархически устроенными связями.
   В основании пирамиды - живой слой, орган системы - почва, благодатный покров Земли-Геи. В вершине - Человек. Человек как воплощение всего Человечества, его накопленных знаний, разума, но главное - духовности, проявляющейся через информационно-полевую (далее ИП) составляющую, а также как связующее звено с Космосом. Естественно, Человек в своем диалоге с организмом эниохозяйства реализуется через Человека-фермера. Не владельца земли или арендатора, а сотворца и созидателя - составной части живого организма.
   Все религии мира (за исключением разве что буддизма), все политические партии и идеологии, в том числе капитализм и коммунизм, проповедуют одно и то же учение - антропоцентризм - вульгарное обожествление Человека при постулате: Природа - его раб, ее богатства созданы Богом (или чертом) во славу и на пользу ненасытного потребительства.
   Так оно по существу и есть. Современный человек именует себя царем природы, опрометчиво полагая, что право на это ему дают топор, автомобиль и ружье. При всем том, этот царь настолько плохо ориентируется в подвластном ему царстве, что любой зверек (даже домашняя кошка) чувствует себя там гораздо комфортнее, чем самозабвенный властитель.
   Но напомним и уясним раз и навсегда! Человек - действительно воплощение Космического Разума на Земле и в этом смысле - Бог. Но при этом он неразрывная часть Природы, его разумная часть. Человек - посредник между разумом Космоса и Природой Земли. Эту же функцию посредника он выполняет и в жизни эниоземледельческого производства во благо Природе и себе, но не наоборот "себе и Природе"!
   Ну, а теперь о главном в эниоземледелии, о "реальности невозможного".